Версия сайта для слабовидящих

Новости

10.04.2024
Народный театр «Муза» приглашает на спектакль «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева.
Читать далее…

Новости из районов

11.04.2024
Открытие персональной выставки картин Члена Союза художников России Кирпикова В.В. в Троицком Доме культуры Белохолуницкого района
Читать далее…

Итоги конкурсов

16.04.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Вячеслав Жигалов: «Народный танец сможет вдохнуть жизнь в вятскую глубинку»

Заслуженный работник культуры России, художественный руководитель народного ансамбля танца «Быстрянка» Вячеслав Жигалов уверен, что именно сейчас в районах Кировской области наступила эпоха возрождения культуры. И эти веяния идут через народный танец, отражая самые актуальные запросы общества в настоящих отношениях, искренности и уважении.

- Вячеслав Афанасьевич, по долгу службы вам приходится ездить в самые отдалённые уголки Кировской области, чтобы отсмотреть работу танцевальных коллективов. Каково им живётся?

- Наверное, не открою истины, но хочу сказать, что люди идут в танцевальный коллектив только за его вдохновителем, который любит народный танец сам и умеет вовлечь других.

- Долгое время в нашем государстве народная культура была почти забыта, не была исключением и Кировская область. Но сейчас то в одном, то в другом районе области идут выступления народных танцевальных коллективов. Чем живут они?

- Это парадоксально, но даже в самые экономически тяжёлые для страны годы народные коллективы не переставали существовать. Наверное, в это есть особое проявление российской ментальности: выживать вопреки, выживать душой. Плюс ко всему качественный состав педагогов. В своё время институты культуры страны подготовили множество прекрасных специалистов-балетмейстеров. Вы знаете, что ещё два года назад в одном Кирове их готовило два вуза: Пермский и Санкт-Петербургский. Конечно их выпускники не пошли массово организовывать свои коллективы, но свою толику в развитие общей танцевальной культуры внесли. Сегодня они преподают в детских домах творчества, клубах, школах. Но особую благодарность я бы всё же выразил тем, кто, получив профессиональное хореографическое образование, вернулся в родной район. Не всегда, заметьте, в райцентр, иногда – в небольшое село. И вот эти люди своей настойчивостью, своим характером буквально возрождают национальную культуру в глубинке.

Не так давно мы посещали Арбажский район. Выходит коллектив: стать, характер, «огонёк». И вдруг узнаю, что перед нами на сцене только что выступила ровно одна десятая всего населения деревеньки, в которой живут 250 человек! Медсёстры, учителя, работники почты, механизаторы: эти люди своими руками буквально «держат» народную культуру, не дают ей погаснуть. Кстати, вятских хореографов частенько переманивают в соседние регионы. Это означает, что уровень подготовки и осмысления профессии у нас в Кировской области очень высок.

- Каков возраст нынешних танцоров народного жанра?

- Бытует мнение, что песни петь можно выходить до глубокой старости, а танцевать – только до 30-ти. Но жизнь доказывает иное. И в этом смысле народный танец – отдушина для представителей всех возрастов. Сегодня в народных коллективах занимаются как совсем малыши, так и те, «кому за». В детские танцевальные коллективы ребятишек родители отдают по привычке. И в этом смысле опять нагрузка на педагога. Теперь уже моральная: как вложить в ребёнка истинный дух народа, когда вокруг столько откровенной попсы? Правда, если мне скажут «народный танец – это немодно», то я не соглашусь. Вот вам пример. Город Слободской, Дворец культуры имени Горького. На сцене – коллектив, созданный 5 лет назад энтузиастом-педагогом, которой сейчас за 30 Сметанина Марина Александровна. За ним в коллектив потянулись те, кто знает и любит танец. Им всем – 25 и выше, то есть уже не школьники, и даже не студенты. Каково же было моё удивление, когда на их концерте я увидел полный зал молодёжи. Значит, им это интересно. И в этом интересе – уважение и к артистам, и к культуре народа. Или старейший танцевальный коллектив Кировской области, которому в этом году исполнилось 65 лет – «Быстрянка». По-настоящему сложные характерные элементы народных танцев здесь выполняют не только юные исполнители. Многим в сегодняшнем составе коллектива – за 30, некоторым – за 40. «Быстрянка» уникальна во многом. Где ещё увидишь в одном танце маму, папу и сына, маму и двух сыновей. Или маму с дочкой, при взгляде на которых задумаешься, кто из них кому кем приходится, настолько танец стирает границы возраста. В «Быстрянке» это возможно. В некоторых танцах на сцену могут выйти три поколения танцоров. В этом, кстати, огромная заслуга нашего балетмейстера, Ольги Апарс (Козыревой). 10 лет назад она создала детский коллектив «Быстряночка». Мальчики и девочки подрастают и очень органично вливаются во взрослый коллектив. Бывает, что во время совместных концертов успевают выучить «взрослые» танцы. И спустя пару лет уже танцуют наравне с теми, кто их старше на 10, 20, а иногда и на 30 лет. И здесь коллектив становится своего рода воспитательной силой: ребёнок видит, что относятся к нему по-взрослому, с уважением, и невольно осознаёт ценность себя как личности. Наряду с аплодисментами зрителей это здорово поднимает самооценку.

- А много ли в Кировской области таких коллективов, с историей?

- Могу назвать ещё Сосновский Вятско-полянского района «Вятушка». Они, конечно, намного моложе «Быстрянки», создавались в 1978 году. Но не прерывали свою концертную деятельность ни на один год. Почему я считаю важным это упомянуть? Когда коллективу 20 и более лет, он не только доказал свою жизнеспособность, и привил народную культуру как минимум паре поколений танцоров. В таком коллективе зарождаются и бережно передаются традиции, возникает своего рода дух коллектива, та самая «настоящесть», за которой и идёт зритель на концерты. В этом бережном отношении к народной культуре, народному танцу проявляется истинный профессионализм педагога-хореографа и исполнителей.

- Насколько самобытны нынешние танцевальные постановки?

- Магия национального танца в том и состоит, что он, как ничто другое, способен передать красоту народа, его своеобразие, его дух. Как правило, после хорошего выступления танцевального ансамбля народного танца я вижу, что у публики особое настроение, более оптимистичное, более радостное. Самобытность танца поддерживается культурой на местах. И в этом смысле хочу отметить юго-восточные районы Кировской области. К примеру, в Малмыже – 3 коллектива исполняют подлинные аутентичные национальные танцы: русский, марийский и татарский. В Вятских Полянах – 4, включая удмуртский. Слава богу, живы в наших деревнях и сёлах те, кто бережёт сокровища национальной культуры и передаёт их следующему поколению. Знаю, что такие неравнодушные люди и костюм танцорам смогут подобрать настоящий, и подскажут, как танец украсить особыми характерными деталями. И пусть мы видим на сцене в основном любительские танцевальные коллективы, но их исполнительский уровень довольно высок. Обратите внимание: даже страны Европы, стремящиеся к объединению, озабочены сохранением своей культуры, своей национальной самобытности. Народный танец – это целая сокровищница, и я уверен, что возрождение вятской глубинки начнётся именно с него.

- Что можно пожелать сегодняшним народным танцевальным коллективам?

- Понимания со стороны представителей власти, меценатов. Танцевальный коллектив не может жить без гастролей, без выступлений перед публикой. Это певец может спеть несколько песен в одном костюме, а танцору, особенно народному, передать посыл танца невозможно без подлинного костюма, в котором бывает до 20 различных деталей. Поэтому народный танец без поддержки не выживет. Кроме того, гастроли – это транспорт. И опять-таки, не автомобиль, а автобус, куда вошёл бы коллектив и чемоданы костюмов. Поэтому я желаю каждому коллективу найти своего «покровителя». Недаром же в советские времена каждое предприятие содержало коллективы. История повторяется, и те, кто сегодня задумываются о возрождении духовности, уже понимают, как много может принести выступление народного коллектива.

 - Спасибо!