Версия сайта для слабовидящих

Новости

29.03.2024
Выходные в #ОДНТ43
Читать далее…

Новости из районов

29.03.2024
«Масленичный разгуляй» в Белой Холунице
Читать далее…

Итоги конкурсов

28.03.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

В Народной галерее ОДНТ начинает работу новая выставка – «Миф и реальность семьи Барьяхтар». Об истоках семейного творчества, тенденциях развития современной живописи мы поговорили с младшим представителем творческой семьи Романом Сергеевичем Барьяхтаром.

В чем заключается общая идея выставки, с которой зрителю предстоит познакомиться?

Р. Б. Основная, самая большая серия картин, которые здесь представлены - проект «Пик Торино». Мы над ним работали вдвоем с мамой. Параллельно некоторые идеи заимствовали из музыки, потому что на тот момент вся серия этих больших полотен готовилась для местного музыкального коллектива. Сейчас он, правда, не существует. Все те идеи, которые тогда возникали, нашли отражение в произведениях. Мы с мамой обсуждали, а она непосредственно творила. Первая работа проекта – это «Погнали», Звездная сущность, о творчестве Небочеловека, он суть и часть Вселенной, вечного движения звезд и планет, он посылает вдаль свою надежду, устремляясь за мечтой. Эта идея и воплотилась. Что-то дополнилось картинами природы. Зимняя серия представляет полуфантастические пейзажи, как бы стыкуясь с проектом «Пик Торино». Мы попытались сделать такой небольшой переход. А остальные работы уже чистая природа в разные времена года. И дополнено все работами из глины и резьбой, созданной в разные периоды деятельности – моей, мамы, папы. То есть у нас получилась общая выставка, объединяющая наше семейное творчество.

Расскажите немного о своей семье, об истоках вашего творчества.

Р. Б. Папа и мама у меня художники. Мама – профессиональный художник, она закончила Тагильское училище, потом работала в Одессе, работала в Бердянске, где познакомилась с папой. Папа тоже творческий человек. По линии его семьи есть скульпторы. Барьяхтар Зайцев живет в Запорожье, на Украине. Так что что-то я перенял от папы, что-то от мамы, учеба от них. Сам я никакого специального художественного образования не получал. Рисунок, живопись ставила мама, она же правила акварели, папа, естественно, больше в резьбе и по скульптурной части мне помогал. Вот плинты – основания работ в скульптуре, в нижней части, большие деревянные подставки, а также рамы, подрамники – это папина работа. Постоянный обмен идеями внутри семьи существует, конечно. Обсуждаем по возможности, где стыкуются все наши интересы, приходим к общему мнению, что-то делаем вместе. Да и советы по части живописи поступают с той и другой стороны. Вот так вот все вместе делаем.

Сергей Филиппович Барьяхтар, ваш отец, кроме того еще пишет рассказы?

Р. Б. Папа на Украине начал писать, когда мы там жили, написал первый рассказ, фантастический. Он отсылал его в издательство. Но в издательстве попросили большой по объему рулон бумаги, по тем временам неподъемный, поэтому он не смог с финансовой точки зрения там продвинуться как писатель, и уже здесь он привез все свои рассказы, потихоньку их дополнил. Написал какие-то юмористические рассказы, какие-то у него есть фантастические. И мы с ним вдвоем вместе посотрудничали, я некоторые иллюстрации сделал для его небольших шуточных произведений. Он их в свою очередь поправил, сделал в цвете. Продолжаем сотрудничать – он нам показывает свои литературные работы, мы с мамой все это читаем, советуемся, говорим, где интересно, где, нам кажется, неинтересно. Он также точно и нам говорит про наши работы.

Как возникают идеи новых произведений, где вы черпаете вдохновение?

Р. Б. Наверное, на почве музыки, потому что я не пришел сразу в такой форме к работе с красками. Я был музыкантом, и на Украине, где я жил, больше времени уделял музыке, а в оставшееся время делал плакаты, обложки, альбомы и занимался шрифтами. Шрифты готовил командам, а потом уже, когда появилось больше времени, занятие живописью как-то переросло и перевесило. Я потихоньку стал отходить от музыки. Какая-то другая грань, что ли, появилась в России, в Екатеринбурге, потом уже здесь. Первая настоящая масляная работа появилась в Екатеринбурге.

Очень много идей я привез с Украины, и родители, наверное, привезли. Потому что некоторые мотивы в работах малороссийские. Вот, например, скульптура гуцула с большими усами. Поэтому что-то, наверное, с юга пришло. Дальше идеи - от папы. Если читаешь его произведение и начинаешь обсуждать, сразу возникает идея проиллюстрировать. Некоторые работы, в масле, правда, мы посчитали их неудачными и не стали выставлять, они на фантастические его рассказы.

Что-то появилось из музыки. Вот серия «Пик Торино» возникла, когда мы с местными музыкантами делали инструментальный проект. С Толей Бородиным, Романом Копыловым. Мы вместе приходили к каким-то мыслям. Частично их названия, композиции позволили написать многие из этих картин. Остальные части этих картин додумали не по музыке, а интеллектуальным путем. А природа, то, что я нахожу, она сама за себя говорит. Где находятся фантастические моменты в пейзажах, я их оставляю, если они мне кажутся уместными.

В основном же идеи – это литература, музыка. Всего не расскажешь. От мамы многое беру. Мама в молодости куклы делала, работала в театре кукол, она много шила, занималась соломкой, чеканкой, резьбой, акварелью, также она обращается к литературным образам. В детском саду на Украине целый большой детский сад оформила соломкой.

Как вы можете охарактеризовать направление, в котором работаете?

Ну это не чистый пейзаж, потому что, как я уже говорил, я не пишу реальность в чистом виде. Все-таки на меня очень сильно влияет еще пока мама и ее творчество. То есть я поскольку очень тесно работал вместе с ней с «Пик Торино», я что-то пытаюсь синтезировать от ее творчества. Что-то пытаюсь найти в вашей природе свое, в облаках, у вас просто потрясающее небо в Кирове, оно очень сильно отличается от неба юга, потому что оно очень динамичное и меняющееся, живое. Работы пишутся на природе, но я к реальности не во всех картинах стремлюсь, некоторые места меня заставляют оставить на полотне что-то нереальное. Природа довлеет, она сама заставляет оставить, за руку как будто кто-то держит. Сам бы я охарактеризовал это как природа-фэнтези, наверное, что-то такое. Может, кто-то другое придумает определение.

Перспективы развития современной живописи, по вашему мнению?

Я вообще по большому счету современной живописью не интересуюсь, я черпаю свое вдохновение у классиков. Я считаю, что я очень молодой еще в творчестве человек, и я черпаю пока все свое вдохновение от старых мастеров. В работах современных художников что-то нравится, что-то нет, где-то больше фотография нравится, где-то живопись. Куда она пойдет развиваться? Я не знаю. В Кировской области и в Кирове довлеет пейзаж, здесь очень много пейзажистов и они любят природу и что бы ни говорили, что бы ни показывали, основные художники, такие как Харлов, Сенников, Широков по большому счету пейзажисты. Есть где-то переход к портрету, к натюрморту, я вижу по их работам, что они очень многое берут от природы. А среди молодых - Лена Авинова, она работала в Театре на Спасской. Ее работы мне понравились очень сильно. Я не берусь судить, куда пойдет живопись. Все зависит от того, кто ею занимается. Наверное, в Кирове по-прежнему традиционно будет интерес к природе.

Спасибо за беседу!