Версия сайта для слабовидящих

Новости

10.04.2024
Народный театр «Муза» приглашает на спектакль «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева.
Читать далее…

Новости из районов

11.04.2024
Открытие персональной выставки картин Члена Союза художников России Кирпикова В.В. в Троицком Доме культуры Белохолуницкого района
Читать далее…

Итоги конкурсов

12.04.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

    Интервью с Заслуженным работником культуры РФ, хореографом, многолетним руководителем старейшего танцевального коллектива Кировской области – народного ансамбля танца «Быстрянка» Вячеславом Афанасьевичем Жигаловым. 12 декабря 2019 года артист отмечает свой 60-летний юбилей.

Танцевали всем двором

- Вячеслав Афанасьевич, как из обычного мальчишки получился талантливый танцор?

- Родился я в Кирове, совсем недалеко от здания Областного дома народного творчества, в заводских бараках «машинки». Мама всю жизнь проработала крановщиком на заводе «1 Мая», папа там же железнодорожником. Жили мы с соседями очень дружно. Часто собирались за общим столом, обязательно пели. А в большие праздники выносили столы на улицу и гуляли так, как просила душа. Помню, старшие зарядят топотуху, так весь двор танцует, да из соседних бараков прибегут, рядом пляшут.

    К музыке и танцу тянуло всегда. Потому и не было выбора, куда пойти заниматься. Как-то в детском саду говорю родителям: «Не буду в подготовительную группу ходить, стану сам ездить во Дворец пионеров». И ездил. Дворец тогда в начале улицы Московской находился, там от нас «восьмёрка» как раз останавливалась. И я шестилетним пацаном сам добирался до этого красивого особняка, в котором был танцевальный кружок.

- Как увлечение переросло в профессию?

- В 1969 году рядом с домом открылся ДК завода «1 Мая». Сразу же перешёл туда. Танцы преподавала Людмила Скурихина. Она научила и бальным, и народным. А однажды на репетиции ко мне подошёл Владимир Захаров, тогда руководитель народного ансамбля танца «Быстрянка»: «Нам нужен танцор в мужской состав». Так, с подросткового возраста, я и стал серьёзно танцевать. Коронным номером у меня был матросский танец «Яблочко». Выбора, куда пойти учиться, не стояло: я окончил хореографическое отделение Кировского училища культуры (сейчас Вятский колледж культуры), тогда отделением хореографии там заведовал Александр Исупов.

- Какие самые яркие воспоминания остались у Вас от тех лет?

- Пожалуй, первое крупное и ответственное выступление в городе. Это был год 600-летия Кирова, 1974-й. Тогда несколько хореографических коллективов собрали в летний лагерь, и ежедневно с утра до вечера праздничную постановку «гоняли» на стадионе. Для постановки этого праздника Владимир Захаров специально приезжал из Германии.

В училище культуры я поступил в 1975-ом. Сейчас понимаю, насколько сильным у нас был танцевальный коллектив и педагогический состав. Когда был на втором курсе, поехали на конкурс в Нижний Новгород и заняли первое место среди всех училищ и институтов культуры, участвующих в нём.

- Профессию хореографа выбрали, равняясь на них?

- Хореографом работать как раз не особо хотел. Впереди маячила армия, и я, чтоб подкопить, устроился работать на Искож на хорошую зарплату. И вдруг приезжает Михаил Мурашко, приглашает работать в Государственном ансамбле танца «Марий Эл»… Выучил за месяц программу и уехал вместе с коллективом на Дальний Восток. Там уже повестку в армию и получил. Вернулся на Вятку. А на медкомиссии в Кирове выявили серьёзное заболевание сердца. Так в 1979 году снова оказался в родном ДК завода «1 Мая». Но не хореографом, а звукооператором. Правда, в этом же году сам набрал группу мальчиков, пятый-шестой класс, хотел их вырастить, научить всему.

Первые воспитанники и таланты

- Как набирали ребят?

- Пришёл в свою родную 49-ю школу на улице Горбуновой в Кирове (сейчас в этом здании расположена школа № 22). Попросил завуча пройти со мной по классам. Рассказывал о себе, о танцах, о концертах. Особо заниманивать нечем было, но ребята пришли. Как потом говорила завуч: «Собрал самых непокорных, самых дерзких». Но, видимо, чем-то зацепил. Отозвалась мальчишечья душа, и они остались надолго. Сейчас, спустя годы, понимаю, что нашёл тогда по-настоящему талантливых ребят. Их выступления приводили публику в восторг: Андрей Головаш, Александр Шихов, Михаил Шубин, Юрий Голомидов. Сегодня они серьёзные состоявшиеся личности, многим по пятьдесят и больше, а на сцене до сих пор. Стоит им выйти, сразу видно: танцуют сердцем. Зритель это очень чувствует всегда.

- Помните самую первую постановку с мальчишками?

- А как же! Подглядел у великого балетмейстера Павла Вирского «Ползунец». И решил поставить со своими. Танец великолепный, но неимоверно тяжёлый для ног. Тогда я этого не осознавал, сам-то был с профессиональной подготовкой. Сейчас бы себе такого не позволил, конечно.

Старший товарищ и непререкаемый авторитет

       А вот как своего педагога вспоминают его первые воспитанники.

Андрей Головаш: «В те годы мы, наверное, мало понимали, куда пришли, что за танцевальный коллектив, чем заниматься нужно. Но знали, что если занимаешься в ДК «1 Мая», то можешь фильмы ходить бесплатно смотреть. Сначала пришли из любопытства. Оказалось - интересно, особенно потом, когда и девочки в коллектив влились. В «Быстрянке» вообще очень весело было. Сейчас вспоминаю это как самое счастливое время. Примечательно, что Вячеслав Афанасьевич специально нас никак не воспитывал, но мы наблюдали, как он общается. И уважали его очень, конечно. Наши родители тоже хорошо его знали и были спокойны, что мы в «Быстрянке». Она для нас просто вторым домом стала».

Александр Шихов: «Сейчас, когда мы все уже взрослые, анализирую и понимаю, что от этого человека исходила такая аура очарования и некой силы, что после каждой репетиции хотелось снова и снова туда приходить, заниматься, учить танцы. У Вячеслава Афанасьевича и сейчас осанка хороша, а тогда он был очень выразительный, статный, человек искусства. И вот так смог нас, пацанов, к танцам приручить, что мы с ним как душой сроднились. Все в спорте побывали, чем только не занимались, но бросали. А народные танцы «зацепили». И, конечно, хотелось по гастролям поездить: ведь на каких только сценах мы не выступали! Вообще в «Быстрянку» ходили как на любимую работу: с радостью и ожиданием чего-то интересного. Но и отдачу получили невероятную: когда я в армию ушёл, Вячеслав Афанасьевич кассету с танцами прислал и сапоги танцевальные. Авторитет в офицерском клубе был мне обеспечен!»

Михаил Шубин: «Я для себя по-настоящему открыл Вячеслава Жигалова уже в юности. Хотя ходил к нему заниматься ещё в детском саду. Потом танцевал в другом коллективе – «Счастливое детство». А когда окончил школу, институт, сходил в армию, понял, что без танцев свою жизнь не представляю. Так, взрослым, пришёл к нему снова. И понял, что не зря. Это были незабываемые времена. Мы часто собирались у Жигаловых дома, приходили не с пустыми руками: несли пироги, которые пекли сами. Валентина Васильевна радовалась и тоже всегда старалась чем-то нас удивить. За столом у Жигаловых можно было говорить о жизни, о судьбе, совершенно обо всём. Вячеслав Афанасьевич был очень разносторонний человек, мог поддержать любую беседу, рассказывал множество историй. И, главное, - с ним никогда не было той самой официальной педагогической дистанции, хотя на репетициях он бывал суров».

Сергей Шагин: «Меня в «Быстрянку» позвали друзья. Шёл 1982 год, и я почти сразу вместе с коллективом поехал на гастроли в Болгарию. Это было и искусство, и приключение, и адреналин. Как сейчас помню, пришли в коллектив четвёркой: Римчик, Рафик, Гоша Казаков и я. Родители только рады были: лишь бы по улицам не слонялся. Хотя без происшествий у меня не обошлось. Как-то на выездном концерте танцевали «Удальцов». По замыслу Жигалов в танце должен был понарошку пнуть меня. А я расстарался, и вылез чуть ближе, чем было положено. К тому же сцена в сельском клубе маленькая, чего я не учёл. В итоге получил от него ногой по носу. На финальной хлопушке улыбаюсь из всех сил, а слёзы от боли текут. И слышу, в зале переговариваются: «Слёзы! У него слёзы!». Но на репетициях он нас хорошо гонял, и всё на пользу пошло. До сих пор моей физической подготовке друзья завидуют».

Сергей Сатюков: «Я учился в музыкальной школе по классу баяна, а двое моих одноклассников – Дмитрий Коряковцев и Александр Курочкин – уже здесь танцевали. Они-то и зазывали меня сюда целый год. Но я сначала закончил «музыкалку» и пришёл в «Быстрянку» уже после 8-го класса. Оказалось, что мы самые младшие среди парней. Но интересно было, так и затянуло. И тогда, и сейчас Вячеслав Афанасьевич для меня - старший товарищ и беспрекословный авторитет в сфере танца. Так, как он знал, показывал, рассказывал, и чувствовал музыку, никто больше не умел».

Долгожитель среди руководителей танцевальных коллективов

- Ваши первые воспитанники хранят массу воспоминаний о Вас, а что бережёт Ваша память?

- Как-то с училищем я попал на гастроли в Йемен. Пустыня, кактусы в пять метров высотой. Сходим с трапа самолёта в 4 утра, а нас встречают пионеры. В том году вся их страна праздновала 10 лет освобождения от английского гнёта. Храню из той поездки йеменские октябрятские, пионерские и комсомольские значки. А ещё привёз домой скатерть с арабской вышивкой.

Конечно, те времена для танцевального коллектива не сравнить с нынешними. Было серьёзное финансирование, культуру поддерживали на государственном уровне. Счастье было в том, что минимум раз в два года мы выезжали на дальние гастроли. Либо по России, либо за границу. Один сезон с коллективом работали на агитпоезде «Ленинский комсомол», через пару лет уже танцевали на агиттеплоходе «Корчагинец» по заказу ЦК ВЛКСМ. Кстати, там, а было это в семидесятые годы, впервые по телевизору посмотрели дискотеку ФРГ. Выступали в российском посольстве в Румынии, из Болгарии дважды привозили Золотую медаль Международного конкурса. Побывали в Минске. Горячо принимали «Быстрянку» зрители Индии. Конечно, воспоминаний за эти годы накопилось много. В этом году уже 40 лет, как я пришёл в коллектив. А в 2014 году ещё сам танцевал.

Зов родной Вятки

- Были ли переломные моменты в жизни, которые могли сложить судьбу совсем по-другому?

- Безусловно. Когда-то не уехал в Йошкар-Олу артистом балета государственного ансамбля танца «Марий Эл» из-за отца. Это был конец 70-х, мамы уже не стало, а за отцом надо было присматривать, ему до пенсии «по вредности» немного оставалось. Руководитель ансамбля Михаил Мурашко звонил несколько раз, приглашал. Но я выбрал отца.

Потом случай был в Кемерово. Там мы танцевали в районных центрах. Куратор от приглашающей стороны признался потом: «Если б знали, что вы настолько профессиональный коллектив, обеспечили бы вам большие сцены!». Приезжаем в следующее село, крупное, только в длину семь километров. Подходит глава, говорит: «Мне очень нужен руководитель коллектива. Оставайся, дом тебе дадим, всем обеспечим, и питаются работники у нас бесплатно».

Практически на каждом конкурсе или фестивале, где мы выступали, подходили заинтересованные в сотрудничестве деятели культуры этого региона. Помню, что в 80-х годах на Международном фестивале пригласили на великолепные условия в Череповец. Честно признаюсь, думал долго. Тогда мы с семьёй вчетвером жили в маленькой комнатке в Кирове, а там сразу давали трёхкомнатную квартиру. Но всё время тянуло домой, на Вятку. Так и не принял ни одного предложения. Правда, иногда сожалею об этом.

Легенда о цыгане

- О том, что Вы главный Будулай Вятки, не сказал только ленивый. Раскройте секрет: в Вас есть цыганские крови?

- Мои корни исконно вятские. Отец родом из Оричевского района, мать – из Слободского. Дальняя родня из староверов. И достоверных свидетельств того, что кто-то из предков был цыган, нет. Но вопрос этот мучил и меня. Как-то с двоюродной сестрой пытались выяснить генеалогию семьи, рода, но безуспешно. Видимо, внешность такая, что разные народности принимают за своего. Помню, приехали в Йемен на гастроли, там от жары и влажности волосы легли «кудря в кудрю». Так подумали, что я местный, коллектив встречаю. Или однажды в ДК «Авитек» увидел меня осетин и давай на своём языке со мной разговаривать. Внешность такая, что любую легенду сложить можно.

- О чём мечтается в канун 60-летнего рубежа?

- Воздушных замков не строю, но по-прежнему хочу одного: чтобы интерес к народному танцу возродился. Раньше государственные ансамбли танца, такие как «Берёзка», «Гжель», ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева приезжали на Вятку и буквально создавали моду на этот вид искусства. Залы ломились от публики, на них было не попасть. К тому же финансовая поддержка серьёзная была, каждый крупный завод содержал не по одному серьёзному взрослому(!) танцевальному и песенному коллективу.

В свете государственной политики России народный танец – это показатель культуры этноса, его сила, гордость и традиция. Танец будет жить, если мы будем относиться к своей культуре как южные народы. Абсолютно уверен, что наша огромная страна от этого лишь выиграет.

                                       Беседовала Наталия Тарновская, ноябрь 2019 года.